Авторизация

Яндекс.Метрика

Положение о взаимодействии детского сада с семьями воспитанников

Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

Положение

о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155),  Уставом МБДОУ детского сада № 31 «Заря».

1.2. Настоящее Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников,  вовлечения их в единое пространство детского развития.

1.3.  Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения  комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров  у воспитанников.

1.4. В основе взаимодействия учрежде­ния и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги учреждения.

  1. Основные направления, цели и задачи работы

2.1. Основные направления работы:

работа с работниками учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры;

изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;

вовлечение родителей в деятельность учреждения, совместная работа по обмену опытом.

2.2. Цели взаимодействия:

сплочение родителей и педагогов учреждения;

формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.

2.3.Основные задачи работы:

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре;

выявление эффективных форм сотрудничества с родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;

гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;

повышение правовой грамотности родителей в области защиты  прав и достоинств ребенка;

повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития воспитанников;

 создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы учреждения

3.1. Планирование работы по взаимодействию учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.

3.2. Основные принципы работы учреждения:

функционирование его как открытой системы;

активное вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия учреждения и семьи;

понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;

приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей;

переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентаций и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению;

формирование ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;

организация развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);

тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понима­ние неизбежной субъективности точки зрения педагога;

личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»;

принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт учреждения);  

принцип доброжелательности всех участников содружества;

принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы учреждения не допускается никакого принуждения).

4. Организация  работы

4.1.  Разрабатывается план  работы по организации взаимодействия учреждения  с  семьями воспитанников на учебный год, который  утверждает Педагогический совет учреждения.  Его содержание определяется задачами, стоящими перед учреждением и конкретными условиями ее работы.

4.2. Организация взаимодействия учреждения и семьи предполагает следующие этапы работы:

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по вос­питанию детей;

группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;

составление программы совместных действий педагога и родителей;

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

4.3. Требования к организации взаимодействия учреждения и семьи:

         целенаправленность (каждое мероприятие  направлено на достижение конкретной цели по предупреждению ти­пичных ошибок родителей);

         планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных  ориентиров и развитию личности ребенка);

         конкретный и дифференцированный  подход  (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).

         4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия учреждения и семьи:

         сочетание индивидуального подхода к каждой семье с орга­низацией работы со всеми родителями группы;

         взаимосвязь разных форм работы с родителями;

         одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;

         обеспечение в работе с родителями определенной последова­тельности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;

         учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению во­просов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;

         ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

         соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.

         4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:

         посещение семей на дому;

         анкетирование;

         наглядная пропаганда педагогических знаний;

         активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);

консультации, инструктажи, папки-передвижки;

семинары-практикумы;

презентации опыта работы;

дни открытых дверей (откры­тые просмотры образовательной деятельности);

устные журналы;

круглые столы;   

деловые игры;

тренинги;

почта доверия;

         семейные проекты;

творческие проекты;

тематические выставки художественного творчества;

фестивали, конкурсы;

родительский университет;

вечера вопросов и ответов (концентрированная педаго­гическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);

совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.

         4.6. Организация методической работы с педагогами:

         семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и про­ведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).

          4.7. Методы и приемы сотрудничества учреждения  с семьей:

          методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки;

          методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);

          методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экс­пертная оценка).

          4.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие учреждения и семьи.

          4.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей.

          Условия внутреннего взаимодействия:

          создание в учреждении атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимной поддержки;

          переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педа­гогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;

         соблюдение принципа единства воспитательных воздействий учреждения и семьи;

          тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понима­ние неизбежной субъективности точки зрения педагога.

          4.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, «Станцией юных техников», городским домом культуры, музыкальной школой,  краеведческим музеем, Пятигорским государственным лингвистическим университетом, другими дошкольными учреждениями.

5.   Контроль

         5.1. Контроль  за организацией взаимодействия учреждения  с семьями воспитанников  осуществляется заведующим и заместителем заведующего по ВМР.

         5.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий учреждения и развития партнерства является Совет учреждения - постоянный коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются работники учреждения, родители, представители Учредителя.

         Совет учреждения имеет полномочия:

         определение основных направлений развития учреждения;

          организация работы по защите прав и интересов участников образовательного процесса;

          контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в учреждении, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;

поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников;

участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного

процесса в случаях, когда это необходимо.

6. Критерии оценки эффективности работы учреждения с семьей

          6.1. Разработанные в учреждении критерии оценки эффективности взаимодействия с семьей включают:

          изменение характера вопросов родителей к воспитателям, заведующему учреждением, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;

          рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

         изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону;

         проявление родителями осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок;

         использование родителями педагогической литературы;

         участие родителей в конкурсах, фестивалях, праздниках, развлечениях,  выставках, организуемых в учреждении;

          положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в учреждении.

7.  Документация

7.1. В перечень документации включены:

планы работы с родителями по учреждению на учебный год;

протоколы групповых родительских собраний;

конспекты мероприятий;

отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании  с выводами, мониторинге;

протоколы заседаний Совета учреждения.

7.2. Документация хранится в течение 3 лет.

Информационно-образовательные ресурсы