0011

pravo

171fc14b49a79ea979710de5b3402b30 XL

Авторизация

Яндекс.Метрика

Программа методического сопровождения внедрения ФГОС в практику дошкольного образовательного учреждения

Паспорт программы

 

Наименование

Методическое сопровождение введения ФГОС в ДОУ

Основания для разработки

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Структура Программы

 

 Актуальность

Цели и задачи Программы

Управленческие принципы

Принципы обучения взрослых

Этапы реализации Программы

 Ресурсное обеспечение Программы

Распределение обязанностей в команде

Анализ возможных рисков и способы их преодоления

Ожидаемые результаты реализации Программы

Сроки и этапы реализации

1 этап.  Промежуточный

(ноябрь 2013 г. - январь 2014 г.)

2 этап. Внедрения (январь 2014 г. -  май 2014 г.)

3 этап. Обобщающий (июнь - август 2014 г.)

 

Назначение

Программа является целеполагающим документом деятельности МБДОУ детского сада № 31 «Заря» в 2014 г.

 

Ожидаемый конечный результат реализации Программы

Профессиональная готовность педагогов учреждения

к реализации ФГОС ДО

Система организации контроля за исполнением Программы

Внутренний контроль

 

 Актуальность

            В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.  Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012  г.  №  273-ФЗ,

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

            Переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  требует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации работников учреждения, корректировка образовательной программы.   

            Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специальной программы - системы последовательных мер по их подготовке.

            Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы  теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.

           

Цель Программы

            создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ детском саду  № 31 «Заря».

Задачи Программы

            1. Создать условия для введения и реализации ФГОС дошкольного образования в учреждении

            2. Привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовую базу учреждения.

            3. Организовать методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС ДО.

            4. Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию введения ФГОС ДО.

            5. Организовать эффективную кадровую политику в ДОУ.

 

Управленческие принципы

            Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

            Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

 

Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой)

             обучение тому, что необходимо в практике;

             обучать через деятельность;

             для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка - практика - самообразование - профессиональное общение.

             Использование активных форм обучения,  для того,  чтобы  заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

           

            Содержание Программы поможет педагогам:

            глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования;

            овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный  подход;

            проанализировать  методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
            расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

 

            Основные  формы, используемые в ходе реализации Программы:

            мастер-классы;

            методические объединения;

            обучающие семинары;

            семинары-практикумы.

            Реализация Программы является приоритетным направлением в деятельности коллектива учреждения  на переходный период  в 2013 - 2014  учебном году.

 

Этапы реализации проекта

 

            1 этап.  Организационно-подготовительный (август 2013 г. - октябрь 2014 г.)

            Содержание этапа:

            1.1.  Анализ состояния готовности  ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС:

            анкетирование педагогов ДОУ;

            изучение опыта работы;

            создание банка данных по внедрению ФГОС;

            определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

            1.2.  Разработка программы методического сопровождения внедрения ФГОС ДО в практику ДОУ.

 

            2 этап. Внедрения (январь 2013 г. -  май 2014 г.)

            Содержание этапа:

            2.1. Реализация программы внедрения ФГОС.

            2.2.  Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

 

            3 этап. Обобщающий (июнь-август 2014 г.)

            Содержание этапа:

            3.1. Оценка эффективности реализации Программы по всем направлениям.

            3.2. Выявление, обобщение  педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС в практику ДОУ.

            3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС в ДОУ

 

 Ресурсное обеспечение Программы

 

Ресурс

Наличие

Содержание ресурса

1

Материально-техническое обеспечение

Содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной предметно-развивающей среды

 

Должна обеспечивать:

возможность общения;

совместную деятельность детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;

 двигательную активность детей;

возможность для уединения;

реализацию различных образовательных программ;

организацию инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей

2

 Кадровый ресурс

Профессиональный опыт; мотивированность и теоретическая подготовка педагогов; 

повышение квалификации кадров;

компетентность

 Профессиональное развитие педагогических и руководящих работников, в том числе дополнительное профессиональное образование;

 консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;

 организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы

3

Образовательный

ресурс

Основная общеобразовательная программа ДО

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;

обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности

4

Информационный ресурс

Имеется  выход в Интернет, стационарная  и сотовая  телефонная связь;

 электронная почта;

  официальный сайт  ДОУ

Создание локальной сети учреждения;

работа в едином информационном пространстве  города, края, региона, страны

 

Распределение обязанностей в команде

            Заведующий:

            руководит и  координирует деятельность работников по реализации Программы;

            осуществляет контроль за ходом реализации Программы.

 

            Научный руководитель:

            создание режима функционирования учреждения в инновационном режиме;

            разработка инновационной модели образовательного процесса ДО.

 

            Заместитель заведующего по ВМР:

            является основным участником реализации Программы;

            выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы;

            выполняет функции информационно-аналитической деятельности;

            организуют работу методической службы;

            занимается информационным сопровождением Программы;

            занимается поиском и подбором информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;

            обеспечивает систематическую  связь с  электронной почтой, сайтом ДОУ.

           

            Педагоги:

            повышают  профессиональную компетенцию через изучение инновационного опыта,

квалификационно-профессиональной  переподготовки, самообразование  и саморазвитие.

 

Анализ возможных рисков и способы их преодоления

 

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

1

Консерватизм мышления педагогов;

часть педагогов формально принимают стандарты, но не вникают в суть предстоящих изменений;

увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность

Использовать возможности  по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

2

Низкая заинтересованность родителей в инновациях

 

Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

            Организовано информационное обеспечение внедрения ФГОС ДО.

            Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса.

            Подготовленность педагогов к выбору программ и учебно-методических пособий.

            Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми  по ФГОС.

            Повышен уровень сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.

            Условия, обеспечивающие  реализацию основной образовательной программы дошкольного  образования, соответствуют требованиям стандарта.

            Педагоги ознакомлены с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей.

            Расширены возможности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности.

            Общественность информирована ходе и результатах внедрения ФГОС.

            Повышено качество дошкольного образования.

 

Приложение № 1

 

План мероприятий

 по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

в МБДОУ детском саду № 31 «Заря» г. Пятигорска на 2013-2014 учебный год

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Предполагаемые  результаты

1

Организационное обеспечение перехода  на  ФГОС

Разработка и утверждение плана-графика внедрения ФГОС ДО

Сентябрь

2013 г.

Рабочая группа

Система мероприятий, обеспечивающих

внедрение ФГОС

Определение необходимых изменений в модели организации образовательного процесса с учетом требований ФГОС

Сентябрь-октябрь

2013 г.

Рабочая группа

Перечень требований к условиям

организации образовательного процесса в учреждении при введении ФГОС

Анализ и приведение в соответствие с ФГОС материально-технических условий  реализации Основной образовательной программы учреждения

Октябрь-декабрь

2013 г.

Рабочая группа

Отчет о соответствии материально-технической базы учреждения  реализации Основной образовательной программы

Анализ ресурсного обеспечения реализации ООП в соответствии с ФГОС

Ноябрь

2013 г.

Рабочая группа

Наличие базы данных по ресурсному обеспечению учреждения

Комплектование учреждения базовыми документами и дополнительными материалами ФГОС

Ноябрь-декабрь

2013 г.

Рабочая группа

Наличие документов и дополнительных материалов

Обеспечение взаимодействия учреждения и образовательной школы  по организации преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО

В течение года

Педагог-психолог

Материалы по взаимодействию учреждения и образовательной школы  (семинары, заседания, методические рекомендации)

Экспертиза условий готовности учреждения к введению ФГОС

Октябрь-

декабрь 2013 г.

Рабочая группа

Схемы, таблицы, диаграммы, отражающие уровень созданных условий для перехода на ФГОС

Экспертное заключение о степени готовности к введению ФГОС   в учреждении

2

Нормативное обеспечение перехода на ФГОС

Приказ «Об организации работы по переходу на ФГОС»

Сентябрь

2013 г.

Заведующий

Наличие нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС в работу учреждения

 

Приведение должностных инструкций работников учреждения в соответствие с требованиями ФГОС

Октябрь

2013 г.

Заведующий

Наличие должностных инструкций в соответствии с требованиями ФГОС

Определение плана развития учреждения в соответствии

с требованиями ФГОС

Ноябрь

2013 г.

Заведующий

Определение вектора развития учреждения в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом  требований ФГОС

В течение года

Рабочая группа

Наличие Основной общеобразовательной программы учреждения

3

Кадровое обеспечение перехода на ФГОС

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников учреждения

В течение года

Рабочая группа

Ликвидация профессиональных затруднений  через самообразование и саморазвитие

Анализ выявленных проблем и их учет при организации методического сопровождения

В течение года

Рабочая группа

Наличие схем, таблиц по выявлению проблем

Поэтапная подготовка педагогических работников к переходу на ФГОС

В течение года

Рабочая группа

Изучение требований ФГОС к структуре

ООП ДО

Формирование социального заказа на повышение квалификации, подготовку и переподготовку педагогических работников учреждения по введению ФГОС

В течение года

Аттестационная комиссия

Наличие удостоверений о прохождении курсов повышения  квалификации педагогических работников

Обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических работников учреждения по вопросам введения ФГОС ДО 

В течение года

Аттестационная комиссия

Наличие материалов, подтверждающих  повышение квалификации через активные формы методической работы

Прохождение аттестации руководящими и педагогическими работниками  учреждения

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Наличие документов, подтверждающих  прохождение аттестации

Мониторинг результатов поэтапного перехода на ФГОС

В течение года

Рабочая группа

Наличие схем, таблиц, диаграмм

Отслеживание результатов внедрения ФГОС

В течение года

Рабочая группа

Разработка образовательного плана учреждения

Сбор материалов по формированию опыта работы педагогов в условиях ФГОС

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Обобщение и распространение опыта работы творчески работающих педагогов

4

Методическое обеспечение перехода на ФГОС

Изучение требований ФГОС к структуре основной образовательной программы учреждения

Изучение требований к условиям реализации и результатам освоения программы

Сентябрь-октябрь

2013 г.

Заместитель заведующего по ВМР

Материалы педагогических советов, протоколы

Изучение базовых документов ФГОС

Ноябрь-декабрь

2013 г.

Заместитель заведующего по ВМР

Протокол педагогического совета

Приведение в соответствие с ООП комплексно-тематического планирования образовательной деятельности учреждения

Ноябрь- декабрь

2013 г.

Заместитель заведующего по ВМР

Наличие комплексно-тематического планирования во всех возрастных группах

Разработка рабочих программ педагогических работников всех категорий

В течение года

Рабочая группа

Наличие рабочих программ

5

Информационное обеспечение перехода на ФГОС

Обеспечение доступа работников учреждения к электронным образовательным ресурсам Интернет 

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений

 Создание локальной сети учреждения

Работа в едином информационном пространстве города, края, региона

Информирование родителей воспитанников о подготовке к внедрению ФГОС и результатах их ведения в учреждении через  сайт учреждения, информационные стенды, родительские собрания

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС

Создание банка данных  на сайте учреждения

Информационная открытость учреждения:

публичная отчетность учреждения о ходе и результатах введения ФГОС

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Обеспечение отчетности

учреждения о ходе и результатах внедрения ФГОС в СМИ, сети Интернет

6

 

Финансовое  обеспечение перехода на ФГОС

Определение финансовых затрат (объем, направление) на

подготовку и переход на ФГОС

 

Ноябрь-декабрь

2013 г.

Заместитель заведующего

по ЭД

Проект бюджета на 2014 г. с учетом финансовых затрат на подготовку и переход на ФГОС

7

 

Инновационное обеспечение перехода на ФГОС

Разработка нового развернутого  планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом требований ФГОС

В течение года

Рабочая группа

Наличие материалов развернутого планирования

Формирование электронной базы данных методических разработок – «Методическая копилка»

В течение года

Рабочая группа

Размещение материалов на сервере учреждения, на сайте учреждения

 

Аббревиатура:

 

ВМР - воспитательно-методическая работа

ДО - дошкольное образование

НОО - начальное общее образование

ООП - основная образовательная программа

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт

ЭД - экономическая деятельность

 

Приложение № 2

 

Информационное сопровождение введения ФГОС ДО

Консультационная поддержка ФИРО

 

ФГОС ДО. Вопросы и ответы для всех участников образовательных отношений

 

            Информационное сопровождение введения ФГОС ДО осуществляется по пяти направлениям, соответствующим основным группам участников образовательных отношений:

            1. Родители.

            2. Дошкольные организации. Педагоги. Руководители.

            3. Партнеры ДО.

            4. Органы управления образованием. Муниципальные. Региональные. Федеральные.

            5. Другие участники образовательных отношений.

 

Информационная поддержка осуществляется на федеральном информационном портале.

 

ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ФГОС ДО «по полочкам». Вопросы и ответы для дошкольных организаций

 

Содержание.

Глоссарий, раскрывающий значение используемых во ФГОС ДО понятий находится в разработке.

Нормативно-правовое обеспечение.

Вопрос : Есть ли единый перечень нормативно – правовых актов, обеспечивающих введения ФГОС в образовательной организации.

Ответ: Единый перечень нормативно-правовых актов в настоящее время находится в стадии разработки и согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденному Министерством образования и науки РФ (далее – План действий) будет сформирован к июню 2014 года.  План действий опубликован на сайте ФИРО: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/Plan_FGOS_DO.pdf

            Нормативно-правовое обеспечение будет включать документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации).

            На федеральном уровне в дополнение к ФГОС ДО будут разработаны Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования; письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО; порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерные формы договоров на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также типовые формы локальных нормативно-правовых актов. Остальное нормативно-правовое обеспечение, которым должна руководствоваться образовательная организация, обеспечивается субъектами РФ,  учредителями образовательной организации и самой организацией.

            Вопрос: Существует ли утвержденный федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС ДО?

            Ответ: На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. По Плану действий должен быть введен в действие в течение первого квартала 2014 года.

            Вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении основной образовательной программы дошкольной организации и Устава организации на основе ФГОС ДО?

            Ответ: Основанием для разработки (изменения) основных общеобразовательных программ дошкольного образования является исключительно федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

            Примерные программы дошкольного образования после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр примерных образовательных программ могут быть использованы в качестве (ориентир) методического основания для разработки основных образовательных программ.

            При составлении основной образовательной программы ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки, которые будут опубликованы ориентировочно в июле 2014 года.

            Вопрос: Существуют ли действующие нормативные требования или рекомендации с учетом ФГОС ДО по оформлению и ведению документации педагогических работников дошкольных организаций, которые необходимо предъявлять при проверках РОСОБРНАДЗОРА?

            Ответ: Данный вопрос регламентируется нормативными документами Рособрнадзора, а также уполномоченными структурами в субъектах РФ. ФГОС ДО данный вопрос не регламентирует.

            Сроки.

            Вопрос:  Установлен ли срок на переход ДОУ на ФГОС ДО?

            Ответ:  В  соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления закона в силу, т.е. уже с 1 сентября 2013 года.

            Приказом от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и вступления в силу ФГОС ДО.

            При этом, Рособрнадзор обращает внимание в своем Письме от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 на статью 108 часть 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года и подчеркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.

            Таким образом, срок перехода ДОУ на ФГОС ДО определен периодом, начинающимся со дня включения в Реестр прошедших экспертизу Примерных основных образовательной программ (хотя бы одной) и завершающимся не позднее 1 января 2016 года.

 

            Педагогическая деятельность. Кадровое обеспечение.

            Вопрос: Будут ли даны методические рекомендации с требованиями ФГОС ДО по внесению изменений в должностные инструкции работников дошкольных организаций, изменению штатных расписаний?

            Ответ: В плане Минобрнауки разработка таких методических рекомендаций не предусмотрена.  Штатное расписание образовательной организации и должностные инструкции ее работников разрабатываются самой организацией с учетом условий и требований осуществляемой образовательной деятельности, а также реализуемых основных образовательных программ. Для кадрового обеспечения условий качественной реализации программ ФГОС ДО обозначает единственное требование – непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени их реализации в Организации или в Группе. 

            При составлении штатного расписания образовательная организация может ориентироваться на Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) определяются действующим Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88.

            При разработке должностных инструкций сотрудников образовательная организация может ориентироваться на "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н (http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html).

 

            Работа с родителями.

            Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений?

            Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы, а какие утвердят, мы пока не знаем. Утвержденные федерацией программы мы ждем в конце 2013 начале 2014 года. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.

            Введение ФГОС пойдет поэтапно, сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде и 2014 год будет так называемым «пилотным», будут созданы стажировочные или апробационные площадки в каждом регионе России, после апробации, как это и положено. Будут уточнены и изменены некоторые положения документа и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.

            Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.

            ФГОС дошкольного образования состоит из трёх требований или как мы называем «из 3-х Т», это требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, требования к условиям реализации программы и требования к результатам освоения программы дошкольного образования.

            Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для  родителей.

 

            Связь с предыдущим.

            Вопрос: Что делать организациям, которые давно и успешно работают по программам, разработанным на основе одной из распространенных в РФ комплексных программ?

            Ответ:  Все образовательные организации должны переработать свои основные образовательные программы или разработать новые для обеспечения их соответствия требованиям ФГОС ДО. В том числе, все используемые ранее и распространенные программы должны быть переработаны и приведены в соответствие с ФГОС ДО и только после этого могут быть использованы в качестве базы для разработки основной образовательной программы дошкольного образования.

 

Приложение № 3

Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

            социально-коммуникативное развитие;

      познавательное развитие;

            речевое развитие;

            художественно-эстетическое развитие;

            физическое развитие.

            Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

            предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

            характер взаимодействия со взрослыми;

            характер взаимодействия с другими детьми;

            система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

            Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

            Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).

В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

            Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

            1) Целевой раздел включает в себя:

            пояснительную записку;

            целевые ориентиры.

            2) Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:

            развития специфических видов деятельности;

            становления первичной ценностной ориентации и социализации;

            развития первичных представлений;

            коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.

            3) Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы.

 

            Требования к разделам основной образовательной программы

 

            Целевой раздел основной образовательной программы

            Пояснительная записка должна раскрывать:

            цели и задачи реализации основной образовательной программы;

            значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

            принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

            Содержательный раздел основной образовательной программы

            Содержательный раздел Программы должен включать:

            цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

            содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

            описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

            Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

            формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

            формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

            овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

            овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

            развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

            Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

            Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

            специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

            поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

            сложившиеся традиции Организации (группы).

            Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

            Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ).

            Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

            Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

            Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

            обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

            освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

            Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

            В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.

            Организационный раздел основной образовательной программы

            Организационный раздел Программы должен включать:

            характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

            особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

            особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

            характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);

            способы и направления поддержки детской инициативы;

            особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

            Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с п. 7 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.

            Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

            Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

            В краткой презентации Программы должны быть указаны:

            возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

            реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

            характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

            иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

Приложение № 5

 

Психологические основы стандартизации дошкольного образования

 

            Предмет регулирования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) - отношения в сфере образования, возникающие между участ­никами данного процесса при реализации образовательной ор­ганизацией основной образовательной программы дошкольного образования.

            Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ре­бенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает воз­можность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов России при разработке и реализа­ции образовательной программы. Стандарт отражает согласован­ные социально-культурные, общественного государственные ожи­дания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошколь­ных организаций, специалистов системы образования, семей вос­питанников и широкой общественности.

            ФГОС ДО представляет требова­ния к структуре, условиям реализации и результатам освоения основ­ной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

            В основу стандартов дошкольно­го образования заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

 

Психологической основой системы дошкольного образования является:

 

            1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Формируя определенный навык или умение, важно ориентиро­ваться на целостное представление о ребенке и учитывать психо­логические закономерности развития в конкретном возрастном периоде.

            2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ре­бенок получает знания не только в процессе образовательной де­ятельности, но и в свободных видах деятельности, развлекатель­ных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимо­действие, сотрудничество семьи и образовательной организации, учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка.

            3. Представления об индивидуаль­ных траекториях развития и особенно­стях поведения дошкольников (что хо­рошо для одного ребенка, не подходит для другого).

            С точки зрения личностного развития особую значимость представляет общение. Дошкольник должен учиться взаимодействовать со взрослыми и детьми, научиться общаться, освоив разные роли в процессе общения, приобрести опыт совместной деятельности. В основе этого процесса - индивидуальная деятельность ребенка, которая обеспечивает необходимые условия для адекватного воз­расту функционирования нервной системы, позволяет ему расслаб­ляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать соб­ственную деятельность. На определенном этапе развития индивидуальная деятельность переходит в совместную деятельность детей и их общение.

            Именно общение обеспечивает ре­бенку культурное развитие, т. е. то, чему человек учится, чтобы управлять собственными психическими процессами, своим поведением.     Культурный человек - это чело­век, который умеет управлять самим собой, собственной деятель­ностью.

            Итак, ребенок должен научиться управлять своими эмоциями.

            Можно сказать, что это является целевой направленностью образовательных стандартов дошкольного образования. Рассмотрим три условия, позволяющие этого достичь:

            Первое условие: родители должны стать активными партне­рами детского сада, что позволит создать единую образователь­ную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ре­бенку.

            Второе условие: учитывать особенности обучения детей дошкольного возраста. Есть два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен обучаться по программе другого. Дошкольник учится спонтанно и в основном тому, что считает нужным и интересным. Взрослый должен придумывать такие ситуации, в которых у до­школьника возникает мотив обучения.

            Третье условие: наличие детской игры - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Без игры нельзя построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для формирования и развития психики и личности ребенка.

            Современным детям очень недоста­ет эмоций. У них преобладает однообразная деятельность, кото­рую они часто выполняют почти автоматически. Чтобы малыш раз­вивался, надо жить вместе с ним эмоционально насыщенной жизнью, что является важным фактором развития эмоционально-личностной сферы детей. Знакомясь с разнообразными чувства­ми, ребенок овладевает и своими эмоциями, учится ими управ­лять.

            Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребен­ка. Участие в игре предполагает реализацию произвольного поведения. Ребенок сам решает, играть ему или не играть, реализовывать свои личные желания интересы или подчинять их правилам игры.

            Организуя жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста, необходимо целенаправленно создавать условия и ситуации, в ко­торых он мог бы проявить волевое усилие. Работая над развитием воли, надо заниматься тем, что не получается, что трудно, при этом помогая ребенку осмысливать его волевые усилия.

            Еще одна психологическая закономерность, значимая для раз­вития дошкольного образования, касается центрального новооб­разования дошкольного возраста - воображения.          Оно возникает и развивается в игре. Другой вид воображения, не смыслового, как в игре, а объективного и предметного, развивается и реализуется в продуктивных видах деятельности.

Целевые ориентиры дошкольного образования.

 

            Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО представле­ны в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

            Целевые ориентиры дошкольного образования - это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Они определяются независимо от форм реализации образовательной программы ДО, а также от ее характера, особенностей развития воспитанников и видов организации, реализующей данную про­грамму.

            Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не явля­ются основанием для их формального сравнения с реальными до­стижениями детей. Они не служат основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной дея­тельности и подготовки воспитанников. Освоение образователь­ной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

            К целевым ориентирам дошкольного образования относятся характеристики развития ребенка на этапах начала и завершения дошкольного возраста.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного обра­зования (7-8 лет) предполагают, что ребенок:

            овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет ини­циативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, обще­нии, конструировании и др.; может выбирать себе род занятий, участников со­вместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

            уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодей­ствует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он спосо­бен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопережи­вать их неудачам и радоваться успехам, стараться разрешать конфликты;

            обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах дея­тельности, способность к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать услов­ную и реальную ситуации, в т. ч. игровую и учебную. Творческие способности также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

            хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, желания, чувства; использует речь для построения речевого высказывания в ситуациях обще­ния, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности;

            подвижен, вынослив, владеет основными движениями и может контролиро­вать и управлять ими, развита крупная и мелкая моторика; развита потреб­ность бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.

            способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может преодоле­вать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного по­ведения и личной гигиены;

            проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обла­дает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с дет­ской литературой, обладает элементарными представлениями из области жи­вой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен самостоя­тельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

            Все вышеперечисленные характеристики являются необходи­мыми предпосылками для перехода на следующий уровень началь­ного образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Степень развития этих характе­ристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьиро­ваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индиви­дуальных особенностей конкретного ребенка.

 

            Преемственность дошкольного и начального общего образования.

            Целевые ориентиры дошкольного образования - основа преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей предпосылок учебной дея­тельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

            Преемственность предусматривает, с одной стороны, переда­чу детей в образовательную организацию с таким уровнем обще­го развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

            Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. А образовательная орга­низация опирается на достижения ребенка-дошкольника и орга­низует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

            Психологическая готовность к школе

            Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не со­ставляет труда, если у него сформирована психологическая и физи­ческая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

            Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

            мотивационная готовность (желание учиться);

            эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять сво­им поведением);

            интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуаль­ными процессами).

            Мотивационная готовность подразумевает:

            развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;

            потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

            развитие социальной мотивации - потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;

            способность адекватно оценивать себя.

            Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие умения:

            сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;

            ориентироваться на заданную систему требований;

            внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

            самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемо­му образцу.

            Интеллектуальная готовность включает:

            умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях пред­меты и явления окружающего мира;

            наличие уровня интеллектуальных процессов, определяющегося умением:

            выделять существенное в явлениях окружающей действительности,

            сравнивать, выделять сходное и отличное,

            рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

            обучаемость:

            усвоение нового правила работы,

            перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, -уровень развития обобщения (например, роза - цветок (низкий уровень), ро­за - цветок - растение - живая природа (высокий уровень),

            сумму усвоенных знаний;

            речевое развитие;

            усвоение морфологической системы родного языка, ориентировку на смысл слова;

            развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);

            осознание словесного состава речи.        

            Важна общая личностная готовность ребенка к школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Большую роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника - игре. Игровая мо­тивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать по­зицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, что­бы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооцен­ку.

            Учителя чаще всего называют следующие проблемы детей 6-8 лет:

            Недостаточное речевое развитие, в т. ч. развитие речевой па­мяти.

            Неполные зрительно-пространственные представления.

            Недостаточное развитие мелкой моторики рук.

            Недостаточное развитие внимания.

            Недостаточное развитие произвольности поведения.

            Нарушение формирования учебной мотивации.

            Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

            Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное поведение).

          Высокая утомляемость.

            Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующи­ми характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, со­переживать, действовать сообща.

            Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги - психологи - родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности, и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.

            Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важ­нейшими из которых являются:

            педагогическая запущенность;

            отставание в психическом развитии;

            наличие легких органических поражений мозга (так называемая минимальная мозговая дисфункция);

            признаки гипер- и гипоактивности;

            нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т. д.);

            астенизация, сниженная работоспособность;

            нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).

            Таким образом, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.

            Физические качества характеризуют физическое развитие - это сила, выносливость, гибкость, ловкость, а также антропо- и физио-метрические показатели.

            Интеллектуальные качества отражают развитие интеллектуаль­ной сферы - формирование высших психических функций, накопле­ние социального опыта.

            Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы - это мотивация, воля, эмоции, самооценка, морально-нравственное развитие. Поскольку качество задается как системное образование, то предложенный перечень качеств весьма условен. Для возникновения каждого из них требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное)

 

            Рекомендации по подготовке детей школе:

            Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально значимое общение.

            Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельно­сти - игре.

            Развивайте исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуника­тивную деятельность детей.

            Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно полезными и психологически безопасными.

            Больше гуляйте с детьми, вместе с ними наблюдайте, изучайте окружающий мир.

            Способствуйте общению ребенка со сверстниками.

            Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.

 

 

Информационно-образовательные ресурсы