Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности для окружающих
Панова А.Н., воспитатель МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
Безопасность - это такое состояние человека, которое с определённой вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другими, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Но как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности? Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, наши педагоги использовали лишь частично и больше внимания уделяли организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Дидактические игры дают возможность познакомить детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, наряду с дидактическими играми мы использовали произведения художественной литературы. Она заставляет ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни.
Для связи между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению был использован метод И. И. Логвинова и И. А. Щеголева – ситуативно-имитационное моделирование (процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Т. е., научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях.
Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками разворачивается в следующем порядке:
ознакомление с макетом;
инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы);
совместное моделирование ситуаций на макете и в игровом уголке;
самостоятельные игры детей.
Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя на улице и во дворе дома!
Чтение детской художественной литературы помогает педагогам в формировании у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности для окружающих»:
Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
В. Житков «Пожар», «В дыму»;
С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
К. Зайцева «Уроки Айболита»;
Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
Ю. Соколова «Правила безопасности»;
И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
И. А. Яворская «Дети и дорога»;
И. Лешкевич «Светофор»;
Н. Носов «Автомобиль»;
Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
А. Дмоховский «Чудесный островок»;
В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями - одно из важнейших направлений образовательной работы в учреждении. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
В работе с родителями используется:
информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий;
выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря систематической и планомерной работе можно ожидать следующих результатов:
1. Полученные ребенком знания и представления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.