Обучение детей с ОВЗ
Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Коррекционно-обр азовательная направленность работы МБДОУ детского сада № 31 «Заря» для детей с нарушениями зрения
Коррекционно-образовательная направленность работы МБДОУ детского сада № 31 «Заря» обеспечивает разностороннее развитие детей с нарушением зрения в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Коллектив, работающий с детьми с нарушением зрения, стабильный, с большим творческим потенциалом, что позволяет решать самые сложные задачи, составлять авторские разработки, успешно осваивать новые педагогические технологии. Все работники этих групп прошли курсы повышения квалификации.
Должность |
Количество |
Образование |
Квалификационная категория |
Учитель-дефектол |
1 |
Высшее |
Высшая |
Учитель-логопед |
1 |
Высшее |
Высшая |
Педагог-психолог |
1 |
Высшее |
Высшая |
Воспитатель |
1 |
Высшее |
Высшая |
Воспитатель |
1 |
Среднее-профессиональное |
Высшая |
Воспитатель |
1 |
Среднее-профессиональное |
Высшая |
Воспитатель |
1 |
Высшее |
Первая |
Учитель-логопед в учреждении
осуществляет индивидуальную коррекционную работу с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения в развитии речи: общее недоразвитие, фонетико-фонемат
Основные цели деятельности:
своевременная систематическая медико-психолого
консультативно-м
Основные задачи:
социальная адаптация детей в коллективе;
формирование коммуникативных способностей;
формирование умения сотрудничать;
осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
создание развивающей предметно-простр
взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку
Направления работы:
работа с детьми:
логопедическая коррекция дефекта;
социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу;
развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативног
образовательный процесс включает:
гибкое содержание;
педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориент
создание в группе условий
для развития различных видов речевой деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей. Это направление обеспечивается взаимодействием в работе логопеда и воспитателя.
Учитель-дефектол ог в учреждении
работает с детьми, имеющими нарушения зрения. Учитель-дефектол
Основные цели деятельности:
своевременная систематическая медико-психолого
консультативно-м
социальная адаптация детей с нарушением зрения, формирование у них предпосылок учебной деятельности с последующей интеграцией в массовую школу.
Основные задачи:
охрана и развитие зрительных функций у детей с нарушением зрения, восстановление их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием;
предупреждение и коррекция вторичных отклонений, возникающих в результате неправильного воспитания в первые месяцы и годы жизни ребёнка;
формирование и развитие у дошкольников с нарушениями зрения компенсаторных способов различных видов деятельности;
создание благоприятных условий для развития, воспитания, обучения и социализации детей с нарушениями зрения.
Направления работы:
работа с детьми:
подгрупповые занятия: по формированию элементарных математических представлений, познавательные (экологические), по развитию речи;
индивидуально-ко
работа с кадрами: с учителем-логопед
работа с родителями: консультации, индивидуальная работа (беседы, обсуждение коррекционной работы по устранению вторичных отклонений, проведение родительских собраний, открытых занятий.
Воспитатель в группах
для детей с нарушением зрения осуществляет реализацию задач обучения и воспитания, а также решает специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:
создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;
осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;
повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (например: одно из утренних занятий воспитателя переносится на вечернее время, пунктуальное распределение времени работы в группе логопеда, тифлопедагога, выход на прогулку, строгое ограничение длительности занятий).
Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразователь
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Можно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):
вправо-влево;
вверх-вниз;
далеко-близко (удалять и приближать предмет);
по кругу - слева-направо;
по диагонали - снизу-вверх;
по диагонали - сверху-вниз.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Педагог-психолог в учреждении
Важную помощь в организации учебно-воспитате
Большое внимание уделяет разработке методов и способов коррекции микроклимата в группах, индивидуальной работе в процессе адаптации детей к учреждению.
Особое место отводит работе с детьми, имеющими трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Для них проводит специальные индивидуальные и групповые корректирующие занятия, что способствует организации благоприятного климата и нормального стиля общения между взрослыми и детьми, между детьми.
Для организации образовательной деятельности в учреждении функционирует коррекционный блок, в который входят:
офтальмологическ
кабинет учителя – логопеда – 1;
кабинет педагога-психоло
кабинет учителя – дефектолога – 1;
сенсорная комната – 2;
музыкальный зал - 1;
физкультурный зал – 1;
медицинский кабинет – 1;
изолятор -1;
процедурный кабинет-1.
Кабинеты оснащены современными средствами ТСО в достаточном количестве:
автоматизированн
компьютер для детей;
телевизор;
видеомагнитофон;
магнитофон;
музыкальный центр.
В офтальмологическ
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программами:
«Программа для детей с нарушением зрения» под редакцией Л.И. Плаксиной. М., Город, 1999;
Парциальные программы:
«Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Екатеринбург, АРГО, 1996;
«Письмо, чтение, счет» Зайцев Н.А. С-Пб., Лань, 2000;
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина., «Детство – Пресс», 2002 г.;
«Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения» Дружинина Л.А. М.: Экзамен, 2006;
«Дети и графы». Сербина Л.Ф. Ставрополь: типография СГУ, 1997;
национально-реги
«Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста» авторский коллектив кафедры дошкольного образования ГОУ СКИПКРО: Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н., Ставрополь, 2010 г.
Основными приоритетными направлениями в деятельности групп коррекционной направленности являются:
обеспечение условий для эмоциональных, коммуникативных, психологических, познавательных, энергоинформацио
осуществление комплексной коррекционно-вос
Таким образом, образовательный процесс для детей с нарушением зрения в целом такой же, как и для детей общеразвивающих групп, но имеет следующие существенные особенности:
1) Обязательное проведение зрительной гимнастики (разные виды).
2) Повышенное количество дидактических и подвижных игр (утром, на занятиях, на прогулках, во второй половине дня и др.).
3) Каждый вид деятельности и занятие имеет коррекционную направленность, каждая общая дидактическая задача имеет коррекционную.
Коррекционную направленность занятий определяет использование:
специальной наглядности, учитывающей дефект зрения:
1) Размер наглядности в 1,5-2 раза больше, фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированн
2) Использование фронтов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов.
3) Преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого, зелёного цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза.
4) Использование подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении, указок для обведения контуров частей.
5) На фронтальных занятиях используется 3-4 предмета для демонстрации и 2-3 картины.
6) Наглядный материал хорошо виден по контуру, цвету, размеру и имеет определённое соответствие в пропорциях (например: дом должен быть больше машины).
7) На доске предметы демонстрируются в количестве 8-10 штук при размере 10-15 см. и 3-5 штук при размере 20-25 см., педагог должен следить за тем, чтобы они не слились в одно пятно.
8) Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 метра от глаз при демонстрации картин. Картину демонстрируют на определённом фоне, мелкие детали увеличиваются и демонстрируются отдельно.
Выбор методов и приёмов осуществляется с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как обязательной части любого занятия.
Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат. Не нужно забывать про формирование движений руки при обследовании и восприятии предметов, которые необходимы детям вплоть до подготовительной группы, так как они способствуют развитию глазодвигательны
Индивидуальный подход.
В индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок и при проведении занятий педагоги учитывают тип высшей нервной системы, темперамент, характер, способности, склонности, интересы, уровень развития, остроту зрения и возможности каждого ребёнка. В зависимости от этих особенностей у каждого ребёнка разное время вхождения в контакт в процессе обучения, время выполнения заданий, своя реакция на оценку его деятельности и разная устойчивость внимания к работе.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В 2016 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», что повлекло за собой серьезные изменения в законодательстве. Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребёнка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе закреплено и понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. В части 5 статьи 41 закона четко указано, что для обучающихся, «нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)». Эти нормы согласуются с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ).
Новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил возможность обучения лиц с ОВЗ и по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам.
Адаптированные образовательные программы
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:
для слабослышащих и позднооглохших детей
для детей с тяжелыми нарушениями речи
для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата